Диджитализация адвокатуры: как внедрение инноваций сделало украинских адвокатов

Диджитализация адвокатуры: как внедрение инноваций сделало украинских адвокатов одной из самых в Европе

В последнее время в общеполитическом повестке дня актуализировалась дискуссия о необходимости ускорить переход государственных органов на цифровые технологии. Речь идет об административных услугах, реестры, работу с обращениями и запросами и тому подобное. В конце июля был подписан президентский указ № 558/2019, который предусматривает шаги по улучшению доступа физических и юридических лиц в электронных услуг.

В судебной системе компьютеризация происходит в рамках нескольких крупных проектов, которые призваны обеспечить электронный доступ к правосудию. Наиболее комплексное решение — это Единственная судебная информационно-телекоммуникационная система (ЕСИТС), официально стартовала с 1 марта этого года. Большой перспективный проект столкнулся со многими трудностями, часть которых неизбежно возникает в работе бюрократических структур госорганов. Однако, реализация этого проекта не может быть отменена, поскольку существование ЕСИТС предусмотрено новыми процессуальными кодексами.

Введение электронного судопроизводства было предусмотрено таким приоритетом судебной реформы, как повышение эффективности правосудия. В Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы подробно было прописано задача перехода к информационным системам для предоставления большего количества услуг «электронного правосудия». Это и документооборот, и менеджмент, и электронные сообщения, вызовы, электронные платежи, аудио- и видеофиксация заседаний и так далее и тому подобное. Реформа касается и механизма распределения дел в судах. В практическом аспекте, поэтапное внедрение инструментов «электронного правосудия» позволит обращаться в суд, платить судебный сбор, участвовать в процессах и получать необходимую информацию и документы электронными средствами. Законодателем предусмотрено, что адвокаты, нотариусы, частные исполнители, арбитражные управляющие, судебные эксперты, государственные органы, органы местного самоуправления и субъекты хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики должны зарегистрировать в системе ЕСИТС официальные электронные адреса.

Традиционно, в процессе внедрения инноваций частные институты опережают государство. Адвокатура, реформированная в 2012 году в негосударственный независимый и самоуправляемый институт, адаптировала десятки технологических решений, которые упрощают доступ граждан к правовой помощи и нацелены на профессиональную адвокатское сообщество.

Самый известный и самый масштабный ИТ-продукт — Единый реестр адвокатов Украины (ЕРАУ). Согласно профильным законом, обеспечивает ведение ЕРАУ Совет адвокатов Украины. Реестр размещен на официальном сайте Национальной ассоциации адвокатов и является единственным официальным базой информации о всех украинских адвокатов (ныне — это более 50 000 человек).

Кроме закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», ЕРАУ упоминается в Уголовном процессуальном кодексе: предусмотрено, что защитником не может быть адвокат, сведения о котором не внесены в ЕРАУ или в его профиле есть пометка о приостановлении права на адвокатскую деятельность. Таким образом, статус ЕРАУ был усилен при реформировании процессуального законодательства и реализации конституционных изменений о так называемой «адвокатской монополии». Реестром пользуются судьи, правоохранительные органы для подтверждения статуса защитника, а обычные граждане могут найти в этой базе профессионального адвоката с действующим правом на занятие адвокатской практикой. Понимая уникальность этого реестра, адвокатура с 2012 года постоянно инвестировала в его развитие. Сейчас профиль каждого адвоката в официальном реестре содержит не только базовую информацию, определенную профильным законом, но и дополнительные данные о профессиональных достижениях, готовность адвоката оказывать правовую помощь pro bono, ссылки на профиль в Фейсбуке и актуальные контакты самого адвоката, фамилии его помощников. Если адвокат нарушал правила адвокатской этики, в его профиле обязательно указываются принятые к нему меры дисциплинарной ответственности — предупреждение, приостановление адвокатской деятельности на определенный период или окончательное исключение из профессии. Это открытая информация, которая вносится очень оперативно и доступна обычным пользователям реестра. Такая процедура является гарантией конституционного права граждан на профессиональную правовую помощь.

Сейчас ЕРАУ является надежно защищенным информационным ресурсом с двухуровневой системой внесения данных, и мы видим его как готовый компонент «Электронного суда». Эту инициативу адвокатуры уже обсуждали на публичных мероприятиях с участием представителей органов судебной власти и международных партнеров с USAID, оказывает техническую и экспертную помощь перехода судопроизводства в Украине в единую онлайн-платформу.

С ЕРАУ связанные профессиональные сервисы для адвокатов, которые созданы для того, чтобы снизить бюрократическая нагрузка на органы адвокатского самоуправления, и минимизировать «бумажную» составляющую адвокатской деятельности. С начала этого года адвокаты как профессиональные пользователи реестра получили возможность создавать онлайн-кабинет на сайте единой профессиональной организации — НААУ. Каждый адвокат, зарегистрировавшись, может воспользоваться сервисом, который упрощает организационную работу и позволяет оплачивать ежегодные взносы, дополнять определенную информацию о себе в ЕРАУ, автоматизировать учет баллов повышения квалификации. Через несколько месяцев после запуска этого сервиса НААУ запустила онлайн-генерации ордеров на предоставление правовой помощи. Этот сервис уже работает, и полностью заменит ордерные книги старого образца с начала 2022; сейчас адвокаты могут пользоваться и электронными и бумажными образцами, а оба вида документа являются валидными.

Второй масштабный проект перевода полномочий адвокатского самоуправления в онлайн — реформа повышения квалификации и доступа в профессию. Проведение квалификационных экзаменов, стажировки и выдача свидетельств о праве на занятие адвокатской деятельностью отнесены законом к автономным полномочий органов адвокатуры. Государство влияет на этот процесс только на уровне законодательства — правила устанавливает Верховная Рада. Далее высшими органами адвокатского самоуправления детализируются все процедуры и устанавливаются стандарты и программы экзаменов и стажировки, а непосредственно принятия в профессию организуют региональные квалификационно-дисциплинарные палаты и совета адвокатов регионов. С введением исключительного права адвокатов на представительство в судах, с ростом престижа юриспруденции количество желающих стать адвокатами ощутимо растет, как усиливаются и требования к профессиональному уровню адвокатов. Эта профессия предполагает постоянный процесс обучения, а повышение квалификации является обязанностью, в соответствии с законом.

На данный момент Совет адвокатов своим решением ввела единую онлайн-платформу повышения квалификации. На одном ресурсе содержатся данные обо всех мероприятиях, всех операторов повышения квалификации по всей стране. Система предусматривает онлайн-регистрацию адвокатов на все мероприятия, фиксацию фактической присутствия на семинарах, обратная связь в виде онлайн-тестирования на знание материала семинара и автоматическое начисление полученных баллов через кабинет адвоката в системе.

Аналогично онлайн происходит аккредитация и сертификация мероприятий и лекторов. Итак, процедура повышения квалификации унифицированная на основании принципов прозрачности, открытости и высоких стандартов обучения, к тому же не нарушен баланс полномочий центр-регионы внутри самой адвокатуры. Платформу разработали без привлечения государственных средств и грантовой помощи. Она стала одной из самых комплексных реформ адвокатуры, реализованной на базе действующего закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».

Аналогичный проект ожидает и процедуру стажировки, которая является практическим этапом подготовки к профессии для тех, кто успешно сдал теоретический экзамен. Платформа объединит стажеров, руководителей стажировки, совета адвокатов регионов, которые по закону ответственность за организацию стажировок. В онлайн перейдут отчеты о стажировке, что заблокирует возможности списывания отчетов и представление их задним числом. Сама процедура, таким образом, перестанет быть формальностью и простым «пережидание» полгода от экзамена до получения свидетельства на право заниматься адвокатской деятельностью.

Если адвокатуре делегированные государством полномочия по доступу к профессии и повышение квалификации, то мы ответственно воспринимаем эту миссию, инвестируем в развитие системы обучения и повышения стандартов, расширяем выбор направлений для профессионального роста. С учетом адвокатской монополии, эта стратегия адвокатуры является безальтернативной. Ее реализация сопровождается обучением членов региональных органов адвокатского самоуправления; Отдельного внимания мы уделили старшему поколению адвокатов, для которых будут проводить курсы компьютерной грамотности для адаптации к новым правилам. А также определены специальные преференции. Вопреки стереотипам, люди старшего поколения в достаточной степени знакомы с базовыми пользовательскими программами, и мы просто обязаны способствовать тому, чтобы новые технологии не становились препятствием для их профессиональной деятельности. Их опыт в профессии является актуальным и ценным, он должен передаваться молодым адвокатам, а онлайн-сервисы и платформы НААУ должны быть для этого эффективным инструментом, а ни в коем случае не барьером.

По уровню диджитализации украинская адвокатура, на данный момент, и мы в этих оценках абсолютно объективные, опережает многих иностранных коллег, и они разделяют это мнение. НААУ постоянно проводит встречи с руководителями Федеральной палаты адвокатов Германии, Правового сообщества Англии и Великобритании, адвокатуры Испании, стран постсоветского пространства, ключевыми профессиональными организациями адвокатов Европы. Наши международные партнеры во многом передают нам опыт организации профессии как независимого института в условиях правового государства; во многих проблемах, например, выборочное правосудие или нарушения прав адвокатов, мы являемся носителями «уникального» опыта, которого нет в демократических странах с вековыми правовыми традициями. Учитывая это наши онлайн-проекты являются инструментом не только практического направления, но и способом преодоления коррупционных рисков, упрощение бюрократических процедур, обеспечение гражданам профессиональной правовой помощи и повышение эффективности защиты.

Свою задачу мы начинали с того, что ни один адвокат не должен оставаться без емейла, однако сейчас амбиции информатизации гораздо выше. По сути, многие процессы в ежедневной работе практикующего адвоката, его взаимодействия с органами правосудия и адвокатского самоуправления, запланировано перевести в онлайн в ближайшие полтора года, или такой переход уже реализовано.

Стратегически, мы готовы развивать инновации в адвокатуре, снижать бюрократические нагрузки на органы адвокатского самоуправления и каждого адвоката, учить, как пользоваться такими сервисами. Интеграция онлайн-сервисов и ресурсов адвокатуры в процессы информатизации правосудия способствует упрощению доступа граждан к профессиональной защиты своих прав. Это и есть вклад адвокатуры в создание правового государства и демонстрация прозрачной, открытой и эффективной работы адвокатуры.